Самарканд – это город синих и зеленых куполов, ярких фасадов и роскошных росписей, в калейдоскопе которых можно потеряться. Этот город – настоящая восточная сказка с буйством красок. Тебя ждет фантастическая кухня, гостеприимство и самобытная история Город Самарканд расположенный в долине реки Зеравшан, находился на древнейшем Великом Шелковом пути и насчитывает более 2750 лет своей насыщенной истории.

Это был ключевой пункт для всех путешественников, приезжающих в Среднюю Азию.

Мараканд (Самарканд), как и практически вся Средняя Азия в VI веке до н.э. был захвачен персами. Персы были изгнаны только в IV веке до н.э. Но свободными и независимыми жители Маракандa были недолго. Войска Александра Македонского атаковали город и армия персидского царя Дария III обратилась в бегство. Греки, вступившие в пределы Зеравшанской долины, признают, что уже тогда Самарканд был большим цветущим городом, имел цитадель, внешнюю стену протяженностью более 10 км. Правление Александра имело имело и положительное влияние. За это время отстраивались новые города, земледельцы заняли более высокое место в обществе, усилились рабовладельческие отношения, повсеместно распространялась эллинистическая культура, развивались экономические связи между странами Империи.

Samarkand, Uzbekistan holidays - Steppes TravelСостав населения Самарканда был очень разнообразным, что объясняется частыми войнами и пролеганием Великого Шелкового Пути. С конца античности и раннего средневековья, город и его окрестности были заселены согдийцами, народами иранского происхождения, которые были известны своим коммерческим талантом. В VI веке в китайских исторических летописях «Северных дворов» впервые упоминается Самарканд, где он называется Сиваньгиней. В китайских хрониках времен династии Хань (206 до н.э.-220 н.э.) упомянуты согдийские купцы, создавшие свои колонии вдоль торговых путей. Существуют письменные свидетельства 313-314 гг.н.э., о торговцах из Самарканда, которые торговали драгоценными металлами, специями и тканями на рынках разных стран, в том числе Китая. Согдийские надписи на скалах северного  Пакистана также свидетельствуют об их активной коммерческой деятельности  на торговых дорогах в южную Индию. Позже, в VI веке н.э., cогдийские купцы освоили новые маршруты и уже  ездили торговать на запад, в Византию.

За период с XI по XII века Самарканд часто переходил из рук одних завоевателей к другим, здесь правили Караханиды, Сельджуки, Каракиты и хорезмийцы.

Раскопки в городище Афрасиаб показали, что оно состояло из крепости, внутреннего города и предместья. Во внутреннем городе были найдены жилые и ремесленные кварталы, мечеть, остатки дворца (VII-VIII вв.) самаркандского правителя, где были открыты удивительные фрески, посвященные событиям жизни города. Сохранившиеся фрагменты фресок иллюстрируют городские события: свадебный кортеж, послы с подношениями, дипломатические церемонии, сцены царской охоты. Другой фрагмент изображает китайскую принцессу, которая на ладье переправляется через реку.

15 things to do in Samarkand, Uzbekistan [With Photos] | International NewsРелигией большинства жителей был зороастризм – культ огня, но существует немало свидетельств в археологических материалах и письменных источниках о присуствии здесь индуизма и манихейства, буддизма и поклонения  центрально-азиатским божествам. В VII столетии Самаркандские земли были захвачены арабами, которые распространили ислам, переубедив людей в правильности верованию в Единого Бога.

В VII столетии Самарканд стал важным торговым и политическим центром Средней Азии. Мусульманские завоеватели  в начале VIII века  изгнали  последних  Согдийских правителей и подчинили мелкие государства в Зерафшанской долине. В IX веке историческая область Трансоксианы (Маверанна́хр) стала крупным культурным и научным центром за счёт эффективного управления и доходов, получаемых благодаря торговле на северном участке Великого Шёлкового пути. Самарканд и Бухара стали основными центрами мусульманской учености при Саманидах.

Весной 1220 года Самарканд заняла армия Чингисхана. Власти города приказали открыть ворота монгольской армии и большая часть города была разрушена, сохранились лишь фрагменты крепостных стен. Персидский летописец Джувейни (1226-1283) писал о разрушении Самарканда. В руинах город оставался недолго, так как к началу 1330-х гг. знаменитый Арабский путешественник Ибн Баттута посетил Самарканд и описал его как «один из величайших и прекрасных городов, и самый совершенный из них по красоте».

Через много лет потомок Чингисхана Тимур (Тамерлан) на землях Средней Азии, создал великую империю и в 1370 году Самарканд ее столицей. Первым делом построив в центре города торговые ряды, он таким образом поощрял развитие торговли. При жизни Тимура и после его смерти в 1405 году в городе постоянно  строились грандиозные дворцы, мечети, мавзолеи. Дальнейшее развитие города продолжилось при Улугбеке, внуке Тимура. В его правлении Самарканд находился с XV века  до его гибели в 1449 г. В это время Самарканд получил свое новое развитие как уже научный центр. В 1420 году на холме Кухаг близ Самарканда  была построена обсерватория. Установкой астрономических приборов занимался математик и астроном Дшемшид Каши, который составил карту «звёздного неба».

Большинство исторических памятников Самарканда относятся к XIV-XVI вв. и являются важными мусульманскими святынями в региона. Наибольшее количество застроек было выполнено во времена правления Темуридов. В мавзолее Шахи-Зинда находятся  усыпальницы знатных женщин из рода Тимура (Тамералан). Сооружения отличаются богатым художественным оформлением и архитектурными изысками. Здесь можно встретить и наборную мозаику, и резную поливную терракоту, и расписную майолику.

Мечеть Биби-Ханум (1399-1404 гг.) была названа в честь любимой жены Амира Темура, которая желала возвести новую мечеть. Двести каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана, Хорасана и других стран работали на строительстве мечети, чтобы ускорить ход работ, из Индии доставили 99 слонов. В сентябре 1404 года двор мечети вмещал в себя 10 тысяч человек. Необыкновенное зрелище являли собой голубые купола мечети Биби-Ханум, которые сравнивали с красотой небес, а арку портала — с Млечным Путем.

Ишратхона, памятник XV века, как и все другие мавзолеи, дворцы, мечети и медресе той эпохи связаны с именем Тамерлана. Фасад здания собран из шлифованного кирпича, а эффект легкости и невесомости достигается благодаря арочному каркасу сводов. И по сей день можно увидеть красивые мозаичные элементы работы великих мастеров. Кроме того, здесь встречаются некоторые детали, которые весьма не характерны для эти краев. Например, сильно выделяются высокие окна с узорными решетками из дерева или витражи.

Одна из главных достопримечательностей древнего города — это мавзолей Гур-Эмир («гробница повелителя», «могила Эмира»). Это прекрасный образец среднеазиатского архитектурного стиля, весьма характерного для начала XV столетия. Поражает своим великолепием интерьер мавзолея. Привлекает внимание могучий рифленый купол мавзолея, выполненный в форме луковицы, и окрашенный в пронзительно синий цвет с белыми вкраплениями и розетками. Внешняя сторона купола Гур-Эмира имеет 64 грани, что равно количеству лет, которые прожил земной жизнью пророк Мухаммед.

При строительстве мечетей  использовались инновационные технологии. Развитие сводчато-купольных систем, которые получили идеальное выражение в тонких оболочках на прочной и красивой основе арок и нервюр в XVI в., достигло кульминации.

В XVI веке тюрко-монгольские племена были объединены под владычеством династии Шейбанидов и Самарканд вошел в состав Бухарского ханства. Самарканд продолжал оставаться крупным городом, где развито ремесленничество и активно течет научная жизнь.

Медресе Шер-Дор построено в 1619-1636 гг. снаружи и внутри оно украшено яркими орнаментами из глазурованного кирпича, стены и башни усеяны мозаиками с различными узорами из вьющихся цветов, и цитатами из Корана на арабском языке. Спустя десяток лет было построено медресе Тилля-Кари, что в переводе означает «отделанное золотом». Фасад медресе богато отделан майоликой и мозаикой с растительным и геометрическим орнаментом, обильно использована позолота. Медресе выполняло роль места для обучения студентов и соборной мечети.

Самарканд, Узбекистан - Туристический Гид | Planet of HotelsНачало XVII вплоть до XVIII столетия стали для города годами упадка. Ситуация улучшилась только с конца XVIII века, когда власти города начали восстанавливать старые кварталы и появилась железная дорога. Это позволило городу восстановить стастус важного пункта на пересечении путей с Востока и Запада. До сегодняшнего дня шелкоткачество, шелкопроизводство и торговля текстилем традиционно остаются важной областью промышленности города.

 

Места для посещения:

Площадь Регистан

В самом сердце древнейшего города Самарканда расположилась настоящая жемчужина – площадь Регистан. Всемирную славу это место приобрело благодаря великолепному архитектурному комплексу, ставшему памятником восточного зодчества. С трех сторон площадь окружают величественные медресе, порталы которых обращены к центру пространства. Все три строения имеют свой уникальный декор, различающийся между собою. Благодаря таким зданиям, сохранившимся на территории города, в 2001 году Самарканд был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Мавзолей Амира Темура

Многие великие исторические памятники Самарканда связаны с именем выдающегося правителя и воина Тамерлана. И одна из главных достопримечательностей древнего города — это мавзолей Гур-Эмир («гробница повелителя», «могила Эмира»), где он и его потомки нашли последний приют. Великолепие этого грандиозного монументального здания поражает и даже где-то подавляет. Считается, что эта древняя усыпальница стала прототипом для таких чудес света, как мавзолей Тадж-Махал и Хумаюн. С мавзолеем Гур-Эмир, как и со многими другими древними зданиями Самарканда, связано множество жутковатых легенд и удивительных историй.

Прекрасная мозаика, Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд

Строительство этого, наверное, самого грандиозного мавзолея всей Средней Азии началось в 1403 г. по велению могучего правителя Тамерлана. Масштабные работы начались в том месте, где некогда находился комплекс зданий 14-15 веков, построенные по велению внука Тимура Мухаммед-Султана. В ту давно минувшую пору в ансамбль входили медресе, минареты и ханака, где проживал царевич. Некоторые из этих строений, сквозь толщу лет, добрались и до наших дней. В частности, здесь можно увидеть часть одного из сохранившихся минаретов, портал центрального входа, руины медресе и ханаки. Здесь же, в склепе, похоронен и сам Мухаммед-Султан. Над склепом возвышается прекрасный купол, облицованный затейливой мозаикой, а низ стен выполнен из мрамора и покрыт золотом.

 

Погребальный комплекс Шахи-Зинда

Недалеко от мечети Биби-Ханум расположен один из самых загадочных и неповторимых архитектурных памятников Самарканда – комплекс Шахи-Зинда, состоящий из вереницы изящных, сверкающих голубыми красками усыпальниц. Гармонично сплетаясь в живую и подвижную композицию, разновременные мавзолеи тесно сгруппированы вдоль узкой средневековой улочки. Шахи-Зинда состоит из одиннадцати мавзолеев, которые были построены друг за другом в 14 – 15 веках.

Уникальный древний ансамбль усыпальниц (1370-1449 гг), расположен неподалеку от городища Афрасиаб. Его еще называют улицей-кладбищем. Так причудливо растянулись с обеих сторон ветхие постройки мечетей и мавзолеев XI-XV веков, чьи голубые купола, убегающие вереницей вдаль, сверху смотрятся как изящное ожерелье.

Шахи Зинда – место захоронения царственных особ и знати. Но основным мавзолеем, откуда и начинается некрополь, считается мнимая могила двоюродного брата пророка Мухаммеда – Кусама ибн-Аббаса. Его так и называли «Шахи Зинда», что в переводе с персидского означает «Живой Царь». Он был одним из тех, кто проповедовал ислам в этом крае и позже этот комплекс стал важным местом паломничества, почитаемым в народе как святыня. По преданию, Кусам ибн-Аббас пришел с проповедью в Самарканд в 640 году, где провел 13 лет и был обезглавлен зороастрийцами во время молитвы.

Захоронение Кусама ибн-Аббаса  – цель визита в Самарканд многих приверженцев религиозного, или духовного туризма, ведь еще в средние века паломничество к могиле «Живого царя» приравнивалось к хаджу в Мекку. По преданию, источник, который забил у могилы святого, обладает целительной силой.

Все мавзолеи комплекса Шахи Зинда отмечены единым композиционным решением. Это квадратные купольные здания, вход в которые выделен портиком. Поражает богатейший архитектурный декор зданий, в котором использованы поливные кирпичи, майоликовые плитки, резная мозаика.

Последнее сооружение – это главный вход в склеп Шахи Зинда, который завершает весь ансамбль. Надпись на главном входе гласит: “Это величественное сооружение создано Абдулазизханом- сыном Улугбека-Гурагана, сына Шахруха, сына Эмира Тимура-Гурагана в 838 году” (1434/35 н.э.). Поднявшись на тридцать шесть ступенек, вы окажетесь на открытой галерее. Здесь, слева и справа, расположены склепы – мавзолеи близких родственников Тамерлана. Галерея заканчивается круглым двором со сводчатой аркой. Под ним направо древняя резная дверь, которая ведет к главной святыне ансамбля Шахи Зинда – мавзолею Кусама ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. В народе бытует легенда о нем, как о Шахи-Зинде – Живом Царе.

Обсерватория Улугбека, СамаркандОбсерватория Улугбека

Во время правления Улугбека Самарканд превратился в один из центров науки. Улугбек был хорошо образованным человеком; его учителя — известный поэт и ученый-философ шейх Ариф Азари, крупный астроном и математик Казызаде Руми — привили ему любовь к наукам и искусству.

Обсерватория Улугбека, СамаркандОбсерватория Улугбека, Самарканд 

Улугбек проявил себя как талантливый исследователь в астрономии и математических науках (геометрии, тригонометрии), хорошо знакомый с трудами своих предшественников. Итогом его научных работ являются так называемые «Новые астрономические таблицы», содержащие изложение теоретических основ астрономии и координаты свыше 1000 звезд.

Таблицы получили широкую известность в Европе (изданы в Оксфорде в 1665 году), Индии и Китае. Приведенные в нем сведения, а также существенно уточненные Улугбеком значения продолжительности года, наклона эклиптики к экватору и прецессии имели большое значение для астрономии.

Обсерватория Улугбека, СамаркандОбсерватория Улугбека, СамаркандОбсерватория Улугбека, Самарканд

Научные труды Улугбека были созданы благодаря уникальной обсерватории, которую он воздвиг в Самарканде. Главным стационарным инструментом был гигантский квадрант, размещенный внутри цилиндрического здания диаметром 48 м (остатки фундамента, вернее траншей от него, найдены при археологических исследованиях). Верхняя часть его меридианной дуги, размером 40,2 м достигала плоской крыши здания, ее нижняя часть (до 11 м) сохранилась до сих пор в скальной траншее, на крыше размещались азимутный круг и вращающийся квадрант, дававшие возможность фиксировать самым точным образом координаты светил в любой точке небесной сферы. Там были также солнечные часы.

Мавзолей Пророка(Ходжи) Данияр

Мавзолей Ходжа Данияра (Святого Даниила) относится к числу самых известных культовых мест в Самарканде, был построен во времена Тамерлана в 1900 году. Даниил в переводе с еврейского означает «Бог — Судья». Согласно легенде, пророк Ходжа Данияр был сподвижником арабского проповедника Кусам ибн Аббаса. Недалеко от мавзолея течет река Сиаб, рядом есть и родник Ходжа Данияра. Уже многие годы жители города пользуются водой из источника, веря в ее целебную силу. Сам Ходжа Данияр родился в Иерусалиме в 603 году до н.э., происходил из рода царей Давида и Соломона. По преданию, во время похода в Малую Азию, Амир Тимур был заинтересован городом Сузь, узнав, что дух этого пророка оберегает город от всех несчастий. Тогда великий полководец совершает паломничество к мавзолею, решив, что его город должен быть богатым и процветающим.

Сегодня шестикупольный мавзолей (сохранились только пять куполов) представляет собой склеп длиной около 18 метров. Благодаря сохранившимся фотографиям, известно, что первоначально могила была покрыта речным камнем. Южная сторона надгробия составляет 90 см, северная – 160 см. Так как на северной стороне установлена четырехугольная сагана, она на 2 м шире южной. В 1996 году мавзолей посетил Патриарх Всея Руси Алексий II. Примечательно, что полувысохшее фисташковое дерево, которому было 500 лет, расцвело и обрело новую жизнь, после того как Патриарх освятил его.

Мавзолей Ходжа Данияра является местом паломничества не только местных жителей, но и приезжающих со всего мира, так как к нему с одинаковым почтением относятся и мусульмане, и христиане и иудеи.

Мечеть Биби-Ханум

Без преувеличения можно сказать, что Биби Ханум — один из самых больших и значительных религиозных памятников исламского мира, и уж точно самая крупная мечеть во всей Средней Азии. Лучше всего это понимаешь, когда оказываешься возле ее древних и величественных стен, прямо напротив портала, который называют «Млечным путем». Сразу за воротами возвышается и гигантское монументальное здание главной мечети, о которой также высказывались с изрядной доли поэтичности, говоря о том, что «купола затмевают само небо». Вообще, этому комплексу не откажешь в поэтичности и даже романтичности — столько красивых историй и поверий сложено об этом месте. До наших дней сохранились не все здания Биби Ханум, но утраченное постепенно восстанавливается и незаметно и органично переплетается с оригиналом, как в местных увлекательных историях переплетается сказка и быль.

Мечеть Биби Ханум, портал

О том, как появилась в Самарканде знаменитая и величественная мечеть Биби Ханум (или, как ее еще называют, Биби Ханым) ходит множество легенд и самых удивительных историй. Так, согласно одной из них, мечеть была построена в честь матери жены Тимура. Кстати, подтверждение этой версии встречается в путевых заметках путешественника из Испании Руи Клавихо. Другая же версия рассказывает нам о том, что любимая жена Тамерлана решила сделать своему супругу, вернувшемуся из очередного похода, сюрприз, построив мечеть.

Cиабский базар

Посетить Самарканд и не побывать на базаре – значит, упустить одно из самых интересных приключений. Восточный рынок – это совершенно особая среда, где лучше всего можно ощутить живую атмосферу древнего города. Много лет тому назад рынки служили главными стратегическими объектами торговли на Великом Шелковом пути. Сиабский базар в Самарканде является одним из интереснейших и древнейших мест города, которое должен увидеть каждый турист.

Сиабский базар, Самарканд

Сиабский рынок имеет очень удобное расположение, всего в нескольких минутах ходьбы от него находится большая мечеть Биби-Ханым. Недалеко от базара располагается и еще одна достопримечательность — Мечеть Хазрат Хызр. Территориальная площадь рынка довольно внушительная – торговые ряды раскинулись на более чем пяти гектарах земли. Вход на базар выполнен в виде возвышенной трехстворчатой арки, украшенной мозаикой в сине-голубых тонах. Торговые ряды располагаются под навесами, которые защищают рынок летом от знойного солнца, а зимой от ветров и осадков.

Сиабский базар, СамаркандПереступая порог арки, вы тут же попадаете в совершенно иную, даже в чем-то немного сказочную атмосферу: в глаза бросается обилие красок, в ушах стоит гул голосов сотен покупателей и торговцев, поражает изобилие фруктов и овощей. Сиабский базар в Самарканде практически никогда не спит. Торговля тут начинается еще до первых лучей солнца и заканчивается поздно вечером.

Сиабский базар считается дехканским, поэтому здесь, в основном, продают овощи, фрукты, бахчевые культуры, выращенные трудолюбивыми земледелами Узбекистана, а также продуктовые изделия, созданные руками местных жителей. Торговые ряды условно разделяются по роду товаров. Местные продавцы говорят, что Сиабские сухофрукты, сладости и орешки настолько вкусные, что за ними сюда приезжают даже жители столицы. А еще на восточном рынке можно встретить невероятное количество специй, даже самых редких. Помимо съестных товаров, здесь можно купить изделия местных ремесленников и мастеров.
Особенного внимания заслуживает хлебный ряд, ведь самаркандские лепешки – это особый сорт местных мучных изделий. На Сиабскомрынке можно встретить более 17 видов хлеба.

Сиабский базар, СамаркандКакой же восточный рынок без дегустаций? Здесь, как и на любом другом базаре, добродушные торговцы не только разрешат вам попробовать товар перед покупкой, но даже будут настаивать на этом. Ну, и, конечно, главная тонкость восточного базара – «обряд» торга. Каждый покупатель тут считает своим долгом обязательно поторговаться с продавцом перед покупкой. И дело здесь даже не в том, чтобы скинуть цену, а, скорее, привычка, которую азиатские жители формируют с малых лет. И кто проявит в этом деле больше таланта, тот останется в большем выигрыше.

Помимо всегда свежих и разнообразных товаров, есть у Сиабского рынка в Самарканде еще одна особенность – это место, где можно узнать все самые свежие новости и события, происходящие в городе. Узбекский народ очень общительный, и люди легко заводят беседы даже с незнакомцами.

Посетив этот базар, вы окунетесь в атмосферу самаркандской праздности, таинственности и сможете хорошо понять, чем живет и «дышит» город. Вместе с сочными фруктами и ароматным хлебом, вы увезете с этого рынка частичку восточной атмосферы, которая навсегда останется в вашей памяти приятными моментами.

Короткое видео о городе Самарканд:

Проиграть видео