Термез — древний центр буддизма 

Город Термез расположен на правом берегу реки Амударья и является одним из древнейших городов Центральной Азии. Следы существования города на протяжении всей истории прослеживаются в различных местах вокруг современного города, отражая различные культурные слои, отображенные в исторических достопримечательностях.

В V—VI вв. город находился под властью Эфталитов, Сасанидов. С VII века в городе правила местная династия Термезшахов. В 705 году город захватили арабы. В IX—XII веках Термез — крупный город, торговый, ремесленный, научный и культурный центр. В это время длина оборонительных сооружений города составляла 10 километров, было 9 ворот. В IX—XII вв. Термез входил в состав государств Газневидов, Сельджукидов и Караханидов. В 1206 году город вошёл в состав государства Хорезмшахов. В 1220 году после двухдневной осады город был разрушен войсками Чингисхана, после того как жители отказались мирно сдаться.

Новый город был возведен восточнее старого города. Рю Гонзалес де Клавихо, посол, отправленный королем Кастилии Генри III ко двору Амир Тимура, дал такое описание этого нового города: «… Войдя в город, мы так долго шли через дворы и переполненные людьми улицы, что пришли домой уставшие и злые.»

В XIX веке стал строиться новый город, он располагался на юге от своего прежнего местоположения в позднем средневековье, ближе к реке Амударья.

Значительную роль в развитии и идеологии древнего Термеза играл буддизм (в I-VII вв.). Неподалеку от Термеза во время археологических работ были обнаружены древние буддийские памятники культуры, которые возникли в те дни, когда Термез был одним из центров буддизма.

Места для посещения:

Археологический музей, Термез Термезский археологический музей 

Открытие музея произошло по случаю 2500-летия Термеза 2 апреля 2002 года. Этот музей в отличие от музея истории имеет узкую специализацию. Большинство экспонатов – археологические находки или каким-то образом связаны с археологией. Музеев подобных археологическому музею Термеза в Средней Азии пока нет.

В археологическом музее Термеза содержится более 27 000 экспонатов. Это предметы домашнего быта: посуда, утварь и многое другое; оружие, как древнее, так и средневековое, монеты и печати правителей и др. Так же здесь собрана огромная коллекция живописи и античной скульптуры. Это не только скульптуры греко-бактрийского периода, но и буддийские статуи, найденные в полуразрушенных монастырях кушанского периода.

Археологический музей, Термез Археологический музей, Термез Археологический музей, Термез
 

В основных залах музея расположены экспонаты, собранные и расположенные по периодам: начиная от каменного века, и заканчивая периодом ханств. Все экспонаты хорошо систематизированы и каталогизированы, так что любой посетитель музея без труда найдёт, интересующий его предмет.

Так же среди экспонатов музея есть письменные источники: книги, переписка правителей, хозяйственные документы. Все эти экспонаты хранятся в библиотеке музея, которая насчитывает около 16 000 книг и документов. В основном вся литература в музее написана на арабском и персидском языках, которая относится к периоду средневековья.

Термезский археологический музей – один из немногих музеев, которые предлагают посетителям такой выбор экспонатов по античному периоду Средней Азии. Многие из находок уникальны и единственны в своём роде. Посетители музея получат массу удовольствия, отправившись в мир археологии.

Комплекс Султан Саодат

Султан Саодат 

Внушительный архитектурный комплекс, имеющий важное значение, как с точки зрения архитектуры и истории, так и религии. Точную дату его возведения назвать сложно, поскольку он многократно изменялся и достраивался. Историки датируют строительство XII-XVII веком. Изначально данное сооружение имело статус усыпальницы членов династии сейидов Термеза. Многие также считают, что одна из построек выполняла задачи мечети.

Изначально оно имело только два мавзолея, которые объединялись импровизированной поминальной мечетью – сводчатым айваном с сооруженным в нем же михрабом. Мавзолеи также были покрыты куполами. Считается, что построены они были в XI-XII в.

Достраивание комплекса началось в XV в. В данный период здесь появилось несколько новых мавзолеев и иных сооружений. Однако время не пощадило декоративные элементы. Сегодня от былой, великолепной отделки остались лишь уцелевшие по счастливой случайности фрагменты.

XVI-XVII века также стали периодом активной застройки. В частности, на территории комплекса появилось несколько новых, более современных мавзолеев.

Ханака Кукилдор-ота

Ханака Кокилдор-ота

отличается своей архитектурой и необычной планировкой. Это куполовидное многокомнатное строение, передняя часть которого была отделана кирпичом. Во время его строительства была повторена идея трехярусного переднего открытого фасада, которая использовалась в комплексе Султан Саодат. План здания был симметричный. На центральной оси располагалась глубокая терраса с основным входом и большой зал с куполом. По его сторонам, почти параллельно — зеркально располагались комнаты. Прямоугольный вход вел в центральный зал, а боковые входы вели к примыкающим комнатам и коридорам. Стены здания украшались великолепными узорами из ганча. Во внутреннем зале здания лежат надгробные плиты, самая большая из них принадлежит святому Кокилдору-ота.

Величественный портал здания характерен больше для XV века, т.е. для эпохи Темуридов, чем для архитектуры Маверанахра в XVI веке. Исследователи предполагают, что оно было заново восстановлено в эпоху Темуридов, возможно в период реконструкции комплекса Хакима-аль-Термези и Султан Саодат. Следует заметить, что здание Кокилдор-Ота — это один из самых значительных памятников в Термезе.

IMG_1675.JPEG

Мавзолей Хаким-ат-Термези

Священным сердцем Термеза называют Мавзолей Аль-Хаким-ат-Термези. Эту достопримечательность можно увидеть издалека, ее выдают купола небесно-голубого цвета. Данный памятник был воздвигнут умнейшему мудрецу времен суфийского ордена и величайшему учёному суфизма в исламе. Работы Ат-Термези находятся в Лондоне, Дамаске, Египте, Стамбуле и Александрии.

Этот мудрец родился неподалеку от Термеза в маленькой деревушке Бус в I  в. н. э. и рос самым обычным мальчиком. Как рассказывает легенда, когда мальчик достиг десяти лет, ему повстречался удивительный монах, который дал свое благословение ему на познание Корана, а также на изучение жизненного пути и целей провидца Мухаммеда. Юнец все внимательно слушал и с каждым откровением он все больше становился уверенным в своем дальнейшем жизненном пути.

Будучи молодым юношей, Ат-Термези совершил паломничество в Мекку, а после этого он решает продолжить свою жизнь в Аравии. Он становится учеником и сторонником Аль-Бухари, знатока сказаний о мыслях и деяниях пророка Мухаммеда. Имея неординарное мышление, ученый по-новому взглянул на трактовку Корана и все учения пророка. Он смог показать с иной стороны веру в Аллаха и ее другую сущность. Все свои мысли и размышления по поводу жизни пророка, раскрытие его личности и характер ученый описал в книге «Большое собрание». Во всех своих трудах великий ученый суфист говорит об идеологии обрядов у мусульман, превозносит любовь к постижению истины.

В почтенном возрасте 112 лет, прожив долгую, интересную, полезную жизнь, мудрец Ат-Термези покинул этот мир. На протяжении всей своей длительной жизни он отдал себя истине.

Похоронен был Термези в суфийской обители, которую в XI веке воздвигли на месте уничтоженного буддийского храма. Для Термези эта подземная келья была местом для молитв и общения с его учениками, а также для проживания. В том же веке прямо над могилой Термези был воздвигнут мавзолей, а рядом соорудили место для раздумий и молитв. Правда, в самом начале его усыпальница ничего особенного собой не представляла. Это было довольно скромное сооружение. Но чуть позже была воздвигнута новая гробница, которая поражала всех своим великолепием.

К 2500-летию города Термез мавзолей был полностью отреставрирован мавзолей. С этого времени Ат-Термези стал покровительствовать городу Термез, а к месту его захоронения приезжают многие мусульмане.

Короткое видео о городе Шахрисабз:

Джаркурганский минарет

Джаркурганский минарет

Минарет расположен приблизительно в 5 километрах от города Джаркурган и в 40 километрах от Термеза, вблизи кишлака Минор. Этот памятник архитектуры относится к XII веку, что удалось установить благодаря расшифрованной надписи на постройке. Минареты — одна из форм восточной архитектуры, у которой были свои характерные черты и назначение. Слово можно перевести как излучающий свет и, действительно, первоначально их использовали как сигнальные башни, зажженный на вершине огонь часто служил сигналом о возникновении чрезвычайной ситуации и необходимости сбора населения. Как правило, минарет строился рядом с мечетью, в других случаях он становился частью ее композиции, он служил своего рода ориентиром, указывающим на место нахождения молитвенного архитектурного сооружения. Минарет использовался для призыва верующих на молитву. Рядом с Джаркурганским минаретом ранее находилась мечеть, которая со временем разрушилась. Сам же минарет, по мнению ученых, был почти вдвое выше и на его вершине был фонарь. Но даже в современном состоянии строение имеет законченный образ.

Короткое видео о городе Термиз.

Проиграть видео