Хива – город-музей под открытым небом

Хива, пожалуй, самый особенный узбекский город, история  которого неразрывно связана с историей легендарного государства Хорезмшахов со столицей в Ургенче.

Хива – очень древний город. Еще в X веке она упоминается как крупный торговый центр на Великом Шелковом пути. Все караваны, направлявшиеся в Китай и обратно, делали здесь остановку. С рассвета и до заката, пока были открыты крепостные ворота, через них нескончаемым потоком двигались вереницы навьюченных поклажей верблюдов.

В начале XVI века Хорезмское государство стало уделом узбекских кочевых племен, которые основали здесь Хивинское ханство. Однако Хива не сразу стала столицей ханства. Изменение русла Амударьи разрушило действующую столицу Ургенч. И в 1598 году Хива – этот маленький укрепленный городок – стала главный городом государства.

Еще в XIX веке Россия отвоевала часть Хивинского ханства, а спустя столетие, в 1919 году уничтожила и последнего хана из правящей династии. Так, Хива стала столицей новой Хорезмской Советской Народной Республики. В 1924 году земли Хорезмского оазиса вошли в состав современных Узбекистана и Туркмении.

О возникновении Хивы существует много интересных легенд. В самой распространенной рассказывается, что город вырос вокруг колодца «Хей-Вах» с невероятно вкусной и прохладной водой, который был выкопан по приказу старшего сына библейского Ноя – Сима. Этот колодец и сегодня можно увидеть в старой части Хивы Ичан-Кала.

Хива – уникальный город, по праву претендующий на звание «седьмого чуда света», благодаря своей подлинной атмосфере «эпохи начала времен». Большая часть города Хивы похожа на музей под открытым небом. И ядро этого музея – крепость Ичан-Кала. Именно внутри этой крепости сосредоточены все архитектурные шедевры Хивы. Все, кто попадает внутрь крепости, оказываются среди изумительных минаретов, вымощенных камнем кривых переулков, ведущих к медресе с похожей на кружева мозаикой шершавых древних стен. Настоящая восточная сказка!
В 1990 году город был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Места для посещения:

Куня-Арк, достопримечательности Хивы, Крепость Куня-Арк в Хиве, Крепость Куня-Арк - Старая крепость, город в городе, крепость в крепости, Медресе Мухаммад Амин Хана, Ак-Шейх-Бобо

Куня-Арк

ревняя цитадель, расположенная недалеко от западных ворот Ичан-Калы (Ата-Дарваза) являлась когда-то ядром древнего города. На территории сохранились руины замка Акших-баба, объединявшего несколько дворов с внутренними постройками. Среди них: курныш-хана (приемная хана), летняя мечеть, монетный двор и пристроенное позже здание гарема.

Внимание привлекают легкие резные деревянные колонны летней мечети, выполненные в неповторимой манере Хивинских резчиков и стены, покрытые редкой по красоте майоликовой облицовкой.

Медресе Мухаммад Амин-ханаМедресе Мухаммад-Аминхана (1851-1855гг.)

Некогда самое крупное духовное училище (не только по размеру, но и по масштабу) во всей Средней Азии находится несколько южнее ворот Ичан-калы (Ата-Дарваза). В свое время на содержание служителей культа, прислуги и студентов, из казны выделялись огромные суммы. Медресе вмещало 125 келий-худжр, расположенных по периметру двора в два этажа, несколько учебных залов, мечеть и подсобные помещения.

Духовное училище возводилось в тот период, когда строительство и архитектурный декор в Хиве переживали свой очередной подъем, поэтому в здании медресе нашли отражение все достижения мастерства зодчих и декораторов. Грандиозный монументальный портал, двухэтажные арочные крылья, заканчивающиеся угловыми башнями, обильная майоликовая облицовка. Недаром на портале медресе красуется горделивая надпись: «это прекрасное сооружение вечно будет стоять на радость потомкам.

  Кальта-Минар

Неоконченный минарет, богато украшенный цветной майоликой имеет диаметр 14,5 м и высоту 26 м. Находясь рядом с Медресе Мухаммад-Аминхана, составляет с ним единый архитектурный ансамбль. Минарет задумывался как самое высокое строение Хивы, но не был достроен в связи со смертью правителя Мухаммад-Аминхана. В народе бытует поверь, что так Аллах покарал правителя, ведь достоверно известно, что заложив «первый камень» в основание минарета хан совершил убийство.

Два года строители комплекса трудились от ночи до зари не получая платы за труд. Заброшены и семьи и работа, дававшая средства к существованию, начинается голод, роптания и смута. За это главарь бедноты, некто Матякуб из Шавата был схвачен и наказан.

По приказу правителя бунтарь был завернут в сырую баранью шкуру и живым уложен в основание злосчастного минарета. Сверху положили плиту с исторической надписью: «Слова царя — царь слов

Медресе Мухаммад-Рахимхана (1871г.)

Архитектурный памятник в Ичан-Кале, находящийся несколько восточнее площади Куня-АркМухаммад Рахимхан II (1847-1910) — просвещенный правитель Хивинского ханства, философ и поэт, известный в народе под литературным псевдонимом Фируз. Ярый поборник литературы и искусства, Фируз впервые в Средней Азии ввел литографическое издание книг.

Здание медресе включает в себя два двора. Наружный – состоящий из одноэтажных келий – худжр, в глубине которых высится двухэтажный главный фасад медресе, и внутренний уютный дворик, с арочным рядом худжр. Медресе состоит из аудиторий, зимней и летней мечети, библиотеки и подсобных помещений. За внешней монументальностью фасада четко просматривается желание архитектора сделать пребывание в медресе посетителей удобным и уютным.

Мавзолей Саида Алауддина (предположительно XIV в)

Один из самых ранних памятников исторической части Хивы. До настоящего времени дошел в несколько искаженном и перестроенном виде. Первоначальный облик и точная дата строительства являются предположительными.

Доподлинно известно, что шейх Саид Алауддин умер, судя по надписи на могиле в 1303г, но мавзолей мог быть построен только во второй половине XIVв, так как его строительство связывают с именем Амира Куляла, умершего в 1380г.

Мавзолей Саида Алауддина - Достопримечательности Узбекистана: ХиваМавзолей несколько раз перестраивался. Так по распоряжению Аллакулихана (1825—1842г) с запада к усыпальнице было пристроено квадратное сооружение – зияратхана, и соответственно изменен вход в комплекс. Позже рядом с почитаемым шейхом был захоронен хивинский хан Саид Мухаммадхан (1819—1863г). Была сооружена общая для двух могил дахма, представлявшая собой приподнятое основание, а на ней два надгробия – саганы.

Архитектура мавзолея интересная, но не яркая. Стены, купола, тромпы – все выполнено из кирпича и не имеют декора. Внимание привлекает богатая отделка надгробий. Облицовка цветной майоликой выполнена в лучших традициях искусства Хорезма XIVв, хотя выложена была в 60 годах XIXв.

Джума-Мечеть, 213 деревянных колонн, Абдурахман Мехтар, достопримечательности Хивы

Джума-мечеть

Пятничная мечеть – самое значимое здание в мусульманском городе и предмет особой заботы градостроителей. Среди известных мечетей Средней АзииХивинская Джума мечеть отличается архаичностью и излишней традиционностью. Это огромный (45х55м) прямоугольный зал, под плоской крышей, окруженный глухой стеной, имеющей три входа. В южной стене размещена михрабная ниша, указывающая направление отправления молитв, в зале царит вечный полумрак, ибо люки — прорези на крыше не справляются с освещением такого большого пространства.

Джума-Мечеть, 213 деревянных колонн, Абдурахман Мехтар, достопримечательности ХивыМожно было бы посчитать это строение скучным и несколько мрачным, если бы не существенный штрих декора – деревянные колонны, их в мечети более 200. Различные по габаритам, архитектурной форме и времени изготовления, всех их объединяет одно – великолепная филигранная художественная резьба по дереву.

Все колонны имеют очень условное внешнее сходство, и это говорит о том, что, скорее всего, они были пожертвованием верущюих на строительство храма. Об этом эже говорит и различный возраст колонн, видимо со временем, пришедшие в негодность заменялись новыми. Самые древние из них предположительно относятся к X-XIV вв. они имеют ярко выраженные черты древнехоризмийского зодчества: граненые стволы, капители с некоторым раструбом, базы «кузаги», орнаментированные спускающимися листьями, много фрагментов с повторяющимся растительным мотивом.

Памятники Хивы, монументы Хивы, Хива Монументы, Хива, Мавзолей, Памятник, Мемориал Пахлаван-Махмуда

Мавзолей Пахлаван Махмуда (XIVв )

Мемориальный комплекс, выросший при небольшом светском кладбище позади Джума мечети, тесно связан с именем Пахлаван Махмуда. Поэт, философ, борец за свободу, непревзойденный мастер по шитью шуб, Пахлаван Махмуд (1247—1326) похоронен в своем доме-мастерской. Мастер был своеобразным талисманом города, и со временем вокруг его мавзолея разрослось целое кладбище знатных фамилий – его почитателей.

В XIX в. возле комплекса началось строительство мавзолеев хорезмшахов, могилы ранее умерших ханов были перенесены во вновь отстроенное помещение. К 1825 году все помещения мемориала были сплошь облицованы цветной майоликой с типичным хивинским орнаментом. Сегодня поблескивающие на солнце зеленоватые купала некрополя, издали привлекают любопытные взоры посетителей.

Бани Анушахана (1657г)

Восточные бани – хаммомы имеют глубокие исторические и технологические традиции строительства. Бани в Хиве, построенные при Абулгазихане в 1657г относятся к их числу. Хаммомы представляют особый интерес для истории зодчества Хивы, поскольку являются самым ранним памятником архитектуры подобного назначения.

Памятник имеет народное прозвище – бани Анушхана.

Традиционно все помещения восточных бань углублены в землю, над поверхностью видны только невысокие купола. Таким образом, обеспечивалась теплоизоляция стен.

Спустившись по небольшой лесенке вниз мы попадаем в первое помещение, служившее местом отдыха и раздевальней, затем через анфиладу залов, в каждом из которых температура постепенно повышается, попадаем в центральный, где собственно и происходило омовение. Вокруг центрального зала располагается несколько подсобных помещений разного назначения.

Обогрев бани осуществляла система дымовых каналов, расположенных под полом, воду брали из колодца, расположенного близ котельной.

Медресе Алла-Кули-хана, Медресе Аллакулихана

Медресе Аллакулихана (1834-1835г)

Одно из крупнейших духовных учебных заведений Хивы медресе Аллакулихана находится между тимом (торговый пассаж) и восточными воротами Ичан-Калы. Своим главным фасадом она выходит во двор частично сохранившейся мечети Ходжамбердибия (1688г.) Портал вновь построенного медресе разделил руины мечети надвое, за что в народе ее прозвали «хурджум» — «сума переметная».

Специалисты относят медресе Аллакулихана к лучшим образцам хорезмской архитектуры познего средневековья. Стройный и пропорциональный памятник создан просто и масштабно. Строга и изящна майоликовая отделка портала и боковых разлетов.

В настоящее время в здании медресе размещается экспозиция музея медицины им. Абу Али ибн Сины.

Таш-хаули (1831—1841 гг.)

Дворец Таш-хаули («каменный двор») был выстроен по приказу Аллакулихана и органично вписался в комплекс построек у восточных ворот (Палван-Дарваза). Сложный организм дворцовых и жилых помещений отгорожен от любопытных глаз высокой кирпичной стеной, увенчанной зубцами.

Вначале была построена южная часть дворца, включавшая в себя двор приемов – Арз-хаули (судилище, вспомогательные и служебные помещения) и двор увеселений – Ишрат-хаули(гарем, михманхана). Несколько позже появился отдельный семейный двор – харам.

Семейный двор самый большой по размеру и включает в себя двухэтажные жилые и хозяйственные помещения, расположенные по его периметру.

Народные орнаментальные традиции нашли полное воплощение в богатом убранстве дворца. Здесь и цветная майоликовая облицовка стен, и великолепная резьба по дереву уникальных колонн и их мраморных баз, и богатая роспись деревянных потолков. Недаром история до сих пор сохранила имена мастеров, занимавшихся строительством дворца: Усто Таджиддинзодчий Каландармастер по облицовке Абдулла.

Сегодня в отдельных залах дворца выставляется музейная экспозиция, посвященная истории, культуре и декоративному искусству Хорезма.

Минарет Ислам-Ходжа (1908-1910гг.)

В начале XIX в. Ислам-Ходжа, бывший в ту пору главным визирем Хивинского ханства начинает строительство на юго-востоке Ичан-Калы.

Его цель построить ансамбль, состоящий из медресе и минарета. Комплекс был построен в течение 2-х лет и воплотил в себе лучшие традиции древнего зодчества.

Башня минарета имеет 9,5 м в диаметре и 57м в высоту, причем следуя древним традициям, набирая высоту, минарет очень заметно сужается. И на самом верху заканчивается маленьким карнизом и небольшим куполом укрывающим помещение глашатая.

Минарет сложен из обожженого кирпича и щедро украшен бирюзовыми, синими, голубыми и белыми изразцами. По красоте и изяществу с ним может соперничать лишь минарет Калян в Бухаре.

Минарет Ислам-Ходжа – самое высокое строение Хивы.

Рядом с минаретом расположено одноименное медресе, включающее в себя 42 худжры. Ее юго-восточную часть занимает мечеть с низким массивным куполом. В тон минарету главный фасад медресе украшен бело-голубой майоликой, что придает ансамблю законченый вид.

Дворец Нурулла-бая.Фотографии исторических памятников Хивы,Nurullaboy Hovlilari Дворец Нурулла-бая

Один из немногих архитектурных памятников Дишан-Калы был отстроен Мухаммад-Рахим-ханом II для своего сына — Асфендияра в 1906-1912 гг.

Для архитектуры дворца характерно смешение европейского и нацианального стилей, что объясняется модными тенденциями градостроения той эпохи.

Дворец Нурулла-бая.Фотографии исторических памятников Хивы,Nurullaboy Hovlilari Сооружение включает в себя приемную, помещение судилища, жилые строения и медресе. Отделкой потолков, рам и паркета занимались немецкие специалисты, декоративные керамические изразцы, были специально заказаны в Петербурге.

Особый интерес представляет декор ханской приемной – знаменитый хивинский резной ганч, покрытый позолотой и цветная роспись.

Минарет Палван-Кари

Минарет находится в восточной части Дишан-Калы, рядом с комплексом Сейид-бия, включающего в себя мечеть, минарет и двухэтажное медресе. Сооружение представляет интерес, прежде всего тем, что разительно отличается от традиционного типа хивинских минаретов, значительно сужающихся к верху.

Минарет Палван-Кари – редкий тип абсолютно прямого, цилиндрического минарета. Трудно сказать, что послужило поводом для такой архитектуры. Возможно новые веяния, ведь он сооружен в конце XIX, начале XX вв. Примечательно, что и декор минарета тоже необычен. Такая скромность в отделке не характерна для восточного зодчества. Все его украшение — пояса фигурной кладки из кирпича, орнаментированные зеленой глазурированной плиткой в виде «бантиков».

Ичан-Кала

В самом центре Хивы находится знаменитая на весь мир великолепная средневековая цитадель Ичан-Кала, что означает «внутренний город«.

Археологи полагают, что основанием стен Ичан-Кала частично служат остатки древнего фортификационного сооружения, датируемого пятым веком.
Большинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в Ичан-кале.

Почти сразу же привлекает внимание необычный силуэт минарета Кальта Минар. Массивный ствол его, изысканно украшенный широкими и узкими поясами глазурированного кирпича, свидетельствует о том, что он замышлялся грандиозным, величественным сооружением, главной вертикалью города. Но после смерти правителя, при котором сооружался минарет, он так и остался недостроенным, получив имя Кальта — Короткий.

Короткое видео о городе Хива