Шахрисабз – Родина Амира Темура

Шахрисабз – один из древнейших и колоритных городов Узбекистана с историческим центром, внесенным в объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом городе родился великий полководец Амир Темур. Город, утопающий в зелени и цветах, по праву получил свое название «Зеленого города». Шахрисабз далеко не самый популярный город в Узбекистане, так как весь исторический центр можно обойти за час, а вот добираться туда неудобно и долго. Дорога из Самарканда займет несколько часов. Однако, все больше и больше туристов включают его в свой маршрут по стране, и это неслучайно. Потрясающая природа на горных переездах, удивительные пейзажи по пути в город и отрытые, отзывчивые люди — все это про Шахрисабз. Это один из самых зеленых городов Узбекистана, похожий на огромный парковый комплекс.

Места для посещения:

 Ак-Сарай (Белый дворец)

«домашняя резиденция» Темуридов, пример парадного правительственного зодчества. В течение 20 лет, лучшие архитекторы ИранаХорезмаСеверной Индии создавали это великолепное сооружение. Дворец, построенный в стиле того времени, включал в себя несколько дворов, вокруг которых находились жилые помещения и комнаты общественного назначения. Помещения были изысканно украшены золотой лазурью, фасады построек покрыты цветными изразцами, дворы вымощены белыми плитами.

Одним из чудес дворца был бассейн, устроенный на крыше, из которого стекали живописные водные каскады. Удивительно техническое решение этого проекта.

Вода в бассейн подавалась по свинцовому желобу с горного перевала Тахтакарача.

К сожалению, время не пощадило этот уникальный памятник, арка входного портала, некогда бывшая самой большой в Средней Азии, рухнула примерно 200 лет назад. Но и сегодня  поражает воображение высота поддерживавших ее пилонов, даже в нынешнем полуразрушенном состоянии вознесшихся ввысь на 38 метров.

Особенную художественную ценность представляет мозаика, облицовка портала, собранная в сложную цветовую гамму затейливого орнамента.

Мемориальный комплекс Дорус-Саодат. Усыпальница Тимуридов в Шахрисабзе.МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДОРУС-САОДАТ

Когда младший сын Амира Темура — Джахонгир скоропостижно скончался в Самарканде возрасте 20 лет, царь очень огорчился. Он безумно любил своего сына и готовил его в наследники престола. Джахонгир же радовал отца успехами за скамьёй обучения в медресе, а также проявлял храбрость на полях сражений. Но любимца не стало, и тогда царь в порыве эмоций возжелал соорудить для покойного отрока мавзолей, роскошь и великолепие которого отражали бы всю любовь отца. Он созвал лучших зодчих из разных городов, в том числе из Хорезма. Его желанием было отстроить величественное сооружение на родине его предков — в городе Шахризабзе. Комплекс носит название Дорус-Саодат (Доруссиадат), что в переводе на русский означает «вместилище власти». Предназначался этот мемориальный комплекс не только для царевича Джахонгира, позже он стал выступать в роли фамильного склепа для части династии Тимуридов.

Спустя некоторое время здесь был похоронен второй сын — двадцатидевятилетний Умаршейх, который пал в бою (1393-1394 г) при осаде крепости «Курт» в Иране. Его тело перевезли из города Шираза сюда, в Шахризабз.

Строительство длилось в период с конца XIV по начало XV веков. В ту пору Темур хотел придать Мавераннахру статус крупнейшей империи на Востоке не только обширными владениями, но и богатым культурным наследием. Шахризабз стал обретать облик духовного центра, культурного ядра этой части Востока. Здесь бывало большое количество светлых умов, среди которых известные учёные и поэты: Алишер Навои, Джами, Мирзо Улугбек. Последний даже жил здесь какое-то время, постигая мудрость этого города. Всё это нашло отражение в образе Шахризабза, большую часть которого составляет его уникальная архитектура. Дорус-Саодат — не исключение. Придворный историк и летописец Шарафиддин Яазди оставил письменные данные в своём труде «Зафарнамэ» («Книга побед»):
«И с правой, и с левой стороны фасада того здания он приказал отстроить эмирзадэ Джахангиру и другим потомкам, а также благородным макбараты (усыпальницы) и новые хазира».
До наших дней дошли материалы и других древних авторов, согласно которым высота Дорус-Саодат’а на самой высокой точке — наружном куполе — достигала 27 метров. Лицевая арка обладала мощным порталом, по нишам которого можно было отличить расписные узоры, эпиграфические руны, простирающиеся длинной лентой по всему корпусу парадной части здания. Фасад строения был облицован майоликой разных цветов, но главенствующую роль тут играл синий цвет и его оттенки. Остальные же цвета выгодно выделяясь на его фоне, создавая красивый художественный образ. Входная дверь массивного размера была покрыта изразцами, гармонично соседствующими с орнаментами из золота и лазури. Красочно декорированное здание вызывало восторг и восхищение у всех, кто бывал там.

Мемориальный комплекс Дорус-СаодатОдна из частей комплекса была отведена под медресе. При входе в главный портал один из коридоров вел в его двор. Медресе Дорус-Саодат изначально не служило для обучения и просвещения граждан, оно скорее носило характер мечети, где совершались культовые действа, религиозные служения и обряды поминовения. По указу самого Темура, время от времени здесь приносили жертвенный дар во имя упокоения душ Джахонгира и Умаршейха. Внутри двора, по его периметру располагались помещения, где жили служители медресе, а также некоторые из членов духовенства в построенных здесь же усадьбах. По центру был разбит цветущий сад с фонтанами и айванами. Под прохладное журчание фонтанов в этих тенистых садах находили себе место множество мудрецов и священников. До наших дней сохранились мощенные камнем полы, на которых стояли ниши айванов и своды стен, примыкающих к порталам.

Позади комплекса Дорус-Саодат находится ещё одна его часть — склеп Амира Темура. Согласно одной из версий, в 1943 году местный мальчик, гоняя мяч, провалился под землю. Так была обнаружена крипта Тамерлана. Впоследствии здесь были развернуты археологические раскопки, в ходе которых учёные восстановили и реставрировали часть склепа.

Темур приказал построить склеп вскоре после завершения строительства самого комплекса. Склеп располагался в земле, а вход в него осуществлялся через роскошную наземную постройку, выполненную в том же стиле, что и усыпальницы его сыновей. Крутой лестничный спуск вел в крестообразное помещение, центром которой была комната прямоугольной формы. Мемориальный комплекс Дорус-СаодатОтделано было все довольно скромно, что не соответствовало характеру царя. По всей видимости, строительство просто не было завершено в силу какой-то неизвестной причины. Стены, полы и сводчатые потолки, образующие небольшого размера купол, выполнены из плит белого мрамора. На стенах, в выдолбленных арках видны медальоны эллипсовидной формы, внутри которых красивым каллиграфическим почерком выведены надписи. В основном это — выдержки из Корана, тексты молитв, различные изречения. Основополагающими можно считать следующие цитаты: «Правление принадлежит только Аллаху», «Лишь Аллах вечен», «Благо в руках Аллаха, и только он во всем всесилен и могуч». Посередине стоит мраморный саркофаг, накрытый толстой монолитной плитой толщиной более 10 см. По углам, а также по центру плиты располагаются стальные кольца, предназначенные для её монтажа. На плите были выведены надписи, состоящие из посланий Темуру и относящиеся к его жизни. На этом основании можно утверждать, что данное место предназначалось для захоронения владыки. Но судьба распорядилась иначе, и этому склепу суждено было остаться пустым, ибо захоронен Тамерлан в столичном Самарканде, в комплексе Гур-Эмир, что в переводе означает «гробница повелителя».

Мемориальный комплекс Дорут-Тилляват, достопримечательность, Узбекистан,  Кашкадарьинская область, Шахрисабз — Яндекс.Карты Мемориальный довут дорут -тилляват

Погребальный ансамбль Дорут-Тилляват (в переводе «Место размышлений») относится к концу XIV — началу XV вв. и расположен на территории старинного кладбища в юго-восточной части Шахризабза. Здесь покоится Эмир Тарагай — отец Амира Темура, умерший в 1360 — 1361 г. Мемориальный комплекс начал формироваться вскоре после смерти известного и почитаемого религиозного деятеля — суфия Шамседдина Куляля, который был духовным наставником Тарагая и самого Темура, одним из основоположников течения суфизма, а также учителем шейха Бахауддина Накшбенди. Сам Шамседдин Куляль был родом из семьи гончаров, что и послужило причиной его прозвища «Куляль» («Горшечник»). Ещё при жизни он пользовался большим уважением, к нему приходили за советом в решении не только религиозных, но и светских вопросов. Согласно историческим сводкам, его ещё называли Амири-Калян, что в переводе означает — «Великий эмир». Темур однажды сказал, что именно благодаря молитвам и мудрым наставлениям Шамседдина, он смог достичь того, чего достиг. В знак благодарности Темур установил над его могилой шикарную мраморную сагану. Мавзолей суфия был постоянным местом преклонения его многочисленных почитателей. Ещё много лет сюда будут стекаться паломники с разных стран Азии.

Одна из частей комплекса Дорут-Тилляват была отведена под медресе. Именно сюда в 1373-1374 гг. Амир Темур перенёс прах своего отца Тарагая. Таким образом, медресе стало мавзолеем. Полностью же ансамбль был завершен уже в годы правления внука Темура, знаменитого на весь мир учёного-астронома Мирзо Улугбека. В 1435 году он воздвиг здесь мечеть Кок-Гумбаз («Голубой купол») на месте более старого строения. Кок-Гумбаз была пятничной мечетью, здесь проводились службы. Построена мечеть таким образом, что ось её находиться на одном уровне с мавзолеем. Ради этого даже пришлось отклонить её направление на Мекку. Надпись на портале сооружения гласит, что Улугбек построил её от имени своего отца — Шахруха.

Мемориальный комплекс Дорут-ТилляватНемного позднее великий астроном начинает строительство макбарат (усыпальницы) возле южной стены мавзолея Шамсиддина Куляля. Усыпальница предназначалась для потомков Улугбека и всех прочих сородичей рода темуридского. Архитектура здания, как и большинство построек Улугбека, дополняется характерным для того периода (XV век) декором. Узоры синей цветовой гаммы украшали фасад здания. Мозаика, искусно выложенная на стенах мемориального комплекса, содержит в себе образы этнических сюжетов Средней Азии.

Попавшие сюда мраморные надгробия говорят о принадлежности их к термезким саидам. Отсюда и происходит альтернативное, более позднее название комплекса «Гумбези-Саидан» — «Купол саидов». Дело в том, что отношения к Улугбеку в историческом плане они не имели. Так как же они попали сюда? После долгих исследований историков и археологов выяснилось, что стены, огораживающие комплекс Дорут-Тилляват с мавзолеем Куляля, усыпальницей Улугбека, пятничной мечетью и могилой Эмира Тагарая, не сохранились. Поэтому надгробия саидов из Термеза были случайным образом перенесены с соседнего кладбища.

Большая часть всего комплекса сохранилась до наших дней. Тщательно отреставрированная и восстановленная, она представляет огромнейший интерес как исторический и архитектурный памятник эпохи Тимуридов XIV — XV вв. Входная дверь в мавзолей Улугбека сохранилась во всём своём великолепии, где особое внимание стоит уделить художественной резьбе — ей уже около 600 лет.

На одном из величественных зданий Шахризабза, пылая гордостью и смыслом, сохранилось выражение Сахибкирана: «Если ты сомневаешься в нашем величии — взгляни на наши постройки».

Мечеть Кок Гумбаз, ШахрисабзМЕЧЕТЬ КОК-ГУМБАЗ

Среди величественных дворцов и мемориальных комплексов Шахрисабза, прямо из зеленых садов возвышается голубой купол — Кок-Гумбаз. Благодаря своему расположению и размерам, он виден практически из любой части города. Это делает Кок-Гумбаз незаменимым элементом городской панорамы.

В переводе на русский язык «Кок-Гумбаз» означает «Голубой купол». Мечеть была построена в 1435 году на остовах более ранней постройки, расположенной в архитектурном комплексе Дорут-Тилляват, фронтальной стороной к мавзолею Шамседдина Куляла. Фактически, Кок-Гумбаз — самая большая пятничная мечеть в Шахризабзе. Именно здесь проводились все самые главные религиозные служения. Инициатором возведения этой мечети был Мирзо Улугбек — всемирно известный ученый-астроном, общественный деятель и внук великого Амира Темура. На портале главного входа мечети сохранилась надпись, которая гласит, что Улугбек построил Кок-Гумбаз от имени своего отца — Шахруха.

Самостоятельное путешествие по УзбекистануИнтересно, что зодчие при планировке здания старались максимально точно подогнать высоту мечети таким образом, чтобы ось её была на одном уровне с мавзолеем Куляля. Это позволило добиться идеальной симметрии между строениями, что придавало всему комплексу очень гармоничный и выверенный стиль. Ради этого мастерам даже пришлось нарушить исламский закон, отклонив направление мечети на священную Мекку.

Сфероконический голубой купол покрыт керамической плиткой небесно-голубого цвета, который символизирует безоблачный небосвод над просторными владениями правителя. Издали, сливаясь с небом, он напоминает воздушный шар, создавая Мечеть Кок-Гумбазиллюзию легкости и полёта. Внизу, опоясывая основание купола, тянется светлая полоса, увенчанная отрывками из различных сур Корана. Выведенная красивым каллиграфическим подчерком, столь характерным для Темуридской эпохи, она включает множество мудрых и известных изречений. Вот самое красочное и крупное:
«Власть и богатство принадлежат Аллаху. Лишь Аллах владеет господством».

Войдя в здание, мы видим, что внутренняя его часть квадратная. Сразу по-иному ощущаются размах и габариты купола. Грузный и величественный, он нависает высоко над головами. Диаметр купола 46 метров. Здесь звуки голосов и действий оживают и, сливаясь, преображаются в причудливое и одновременно грозное эхо. По углам массивных стен устроены четыре винтовые лестницы, которые ведут на верхний уровень, к помещениям и крыше. Поверхность стен внутри мечети покрыта белым ганчем (смесь из гипса и глины). Местами имеются тончайшие расписные орнаменты и узоры, выполненные в сине-голубых тонах. Возле стен располагаются ниши, ориентированные по сторонам света.

Короткое видео о городе Шахрисабз:

Проиграть видео